Когда границы размыты: анализ психологических защит
Когда границы размыты: анализ психологических защит
Слова клиента "я живу и словно нет какой-то защитной функции" указывают на серьёзные нарушения в системе психологических границ. Рассмотрим корни этой проблемы.
Формирование дефицитарных границ:
1. Детский опыт нарушения границ — родители могли игнорировать эмоциональные потребности ребёнка, не учить говорить "нет", постоянно критиковать или обесценивать чувства
2. Созависимые отношения в семье — ребёнок брал на себя роль "спасателя", учился считывать настроения других важнее собственных
3. Травма отвержения — опыт покинутости сформировал убеждение: "чтобы меня любили, я должен всё принимать"
Механизм "принимаю всё на себя":
Отсутствие здоровых защит заставляет психику использовать примитивные механизмы. Человек интроецирует (поглощает) чужую агрессию, вину, ответственность, так как не умеет их отражать или перерабатывать.
Обида как единственная защита:
Когда здоровые границы не сформированы, обида становится последним рубежом обороны. Это запоздалый сигнал: "мне больно, что-то не так". Но поскольку навыков конструктивного выражения потребностей нет, остаётся только уход — эмоциональный или физический.
Паттерн ухода из отношений:
Уход — это попытка восстановить безопасность через дистанцию. Человек не верит в возможность изменить ситуацию через диалог или установление границ, поэтому выбирает бегство как единственный известный способ защиты.
Путь к исцелению:
Терапия должна фокусироваться на: — Обучении распознаванию собственных потребностей — Формировании навыков здорового "нет" — Проработке детских травм нарушения границ — Развитии ассертивности — Обучении конструктивному выражению чувств
Восстановление границ — длительный процесс, требующий терпения и поддержки.
____________
Без защиты
Живу, как дом без стен и без дверей, Где каждый может войти и ранить, Я не умею отражать камней, Что в душу бросят, не умею ставить Границы крепкие меж "я" и "ты" — Лишь поглощаю боль чужой вины.
Всё принимаю, словно губка в море, Упрёки, злость, и холод, и презренье, Не знаю, как сказать: "Довольно, горе Моё — не ваше", нет сопротивленья. В детстве учили: "Будь удобным всем", И я послушно принял эту схему.
Когда родители не видят слёз, А только требуют — "не плачь, терпи", Ребёнок учится нести свой крест Чужих эмоций, в сердце сохрани Всё, что другие скинут на тебя — Так формируется моя судьба.
Обида — это крик последних сил, Сигнал души: "Я больше не могу!", Но я давно себя приучил К молчанию на этом берегу. Не знаю, как сказать решительно "нет", Лишь накопив обид тяжёлый след.
Ухожу — единственная власть, Что у меня осталась над собою, Не знаю, как границы отстоять, Но знаю — расстояние укроет От новых ран, от нового стыда, Бегство — моя печальная звезда.
Но есть надежда в глубине души: Научиться говорить "не надо", Найти в себе здоровые рубежи, Сказать "стоп" боли, выстроить ограды. Границы — не стена, а добрый дом, Где можно жить, любя и будучи любимым.
_______
С уважением, ваш семейный психолог СергейБессонов.рф