Аня с первого класса была гордостью родителей — только пятерки в дневнике, похвалы учителей, восхищение родственников. В седьмом классе она получила четверку по истории и три дня не могла есть. «Я подвела всех, я неудачница», — рыдала девочка, а родители не понимали, что происходит.
В средней школе у детей с высокими достижениями часто развивается синдром отличника-невротика. Успех становится единственным способом получить любовь и признание. Ребенок верит: его ценят не за личность, а за оценки.
Каждая четверка воспринимается как катастрофа. Аня не может спать перед контрольными, у нее болит живот от тревоги, она перепроверяет домашние задания по десять раз. Страх ошибки парализует творческое мышление.
Парадокс отличника: чем выше планка, тем больше страх ее не достичь. Успех не приносит радости — только временное облегчение. «Пронесло еще раз» вместо «я молодец». Самооценка полностью зависит от внешней оценки.
Перфекционизм разрушает психику. Аня боится пробовать новое — вдруг не получится идеально с первого раза? Она выбирает только те задачи, в которых уверена на сто процентов. Зона развития сужается до минимума.
Родители часто не замечают проблему — ведь ребенок же успешный! Но за фасадом отличных оценок скрывается тревожность, низкая самооценка, страх неудач. «Отличник» может означать «невротик».
Важно научить ребенка ценить процесс обучения, а не только результат. Показать, что ошибки — часть роста. Любить его не за пятерки, а просто за то, что он есть. Только тогда Аня сможет дышать свободно.
__________________
Синдром отличника-невротика
Аня с первого класса — гордость родителей,
Только пятерки в дневнике всегда,
В седьмом классе четверка по истории —
Три дня не ела, как беда.
«Я подвела всех, я неудачница», —
Рыдает девочка в подушку,
Родители не понимают —
Что случилось с их веселушкой?
В средней школе развивается синдром:
Успех — единственный способ любви,
Ребенок верит — его ценят за оценки,
А не за то, какой он изнутри.
Каждая четверка — катастрофа мира,
Бессонница перед контрольными,
Живот болит от тревоги постоянной,
Перепроверки бесконтрольные.
Парадокс отличника жесток:
Чем выше планка — больше страх,
Успех не радует, лишь облегчает —
«Пронесло» вместо «молодец» в слезах.
Перфекционизм разрушает психику,
Боится пробовать новое — вдруг не так?
Выбирает только верные задачи,
Зона развития — в тисках.
Важно научить ценить процесс,
А не только результат блестящий,
Ошибки — часть роста человека,
Любить не за пятерки — настоящий.
_______
С уважением, ваш семейный психолог СергейБессонов.рф
Записаться на консультацию @Psycholog_Bessonov
#ПсихологБессонов #СемейныйПсихолог #БезПаники #СчастьеВместе #ГармонияВСемье
В средней школе у детей с высокими достижениями часто развивается синдром отличника-невротика. Успех становится единственным способом получить любовь и признание. Ребенок верит: его ценят не за личность, а за оценки.
Каждая четверка воспринимается как катастрофа. Аня не может спать перед контрольными, у нее болит живот от тревоги, она перепроверяет домашние задания по десять раз. Страх ошибки парализует творческое мышление.
Парадокс отличника: чем выше планка, тем больше страх ее не достичь. Успех не приносит радости — только временное облегчение. «Пронесло еще раз» вместо «я молодец». Самооценка полностью зависит от внешней оценки.
Перфекционизм разрушает психику. Аня боится пробовать новое — вдруг не получится идеально с первого раза? Она выбирает только те задачи, в которых уверена на сто процентов. Зона развития сужается до минимума.
Родители часто не замечают проблему — ведь ребенок же успешный! Но за фасадом отличных оценок скрывается тревожность, низкая самооценка, страх неудач. «Отличник» может означать «невротик».
Важно научить ребенка ценить процесс обучения, а не только результат. Показать, что ошибки — часть роста. Любить его не за пятерки, а просто за то, что он есть. Только тогда Аня сможет дышать свободно.
__________________
Синдром отличника-невротика
Аня с первого класса — гордость родителей,
Только пятерки в дневнике всегда,
В седьмом классе четверка по истории —
Три дня не ела, как беда.
«Я подвела всех, я неудачница», —
Рыдает девочка в подушку,
Родители не понимают —
Что случилось с их веселушкой?
В средней школе развивается синдром:
Успех — единственный способ любви,
Ребенок верит — его ценят за оценки,
А не за то, какой он изнутри.
Каждая четверка — катастрофа мира,
Бессонница перед контрольными,
Живот болит от тревоги постоянной,
Перепроверки бесконтрольные.
Парадокс отличника жесток:
Чем выше планка — больше страх,
Успех не радует, лишь облегчает —
«Пронесло» вместо «молодец» в слезах.
Перфекционизм разрушает психику,
Боится пробовать новое — вдруг не так?
Выбирает только верные задачи,
Зона развития — в тисках.
Важно научить ценить процесс,
А не только результат блестящий,
Ошибки — часть роста человека,
Любить не за пятерки — настоящий.
_______
С уважением, ваш семейный психолог СергейБессонов.рф
Записаться на консультацию @Psycholog_Bessonov
#ПсихологБессонов #СемейныйПсихолог #БезПаники #СчастьеВместе #ГармонияВСемье