Бессонов Сергей

Синдром "Какой ты умный!"

Маленький Ваня с гордостью показывает маме рисунок. "Какой ты умный!" - восторженно восклицает мама. И так каждый раз: рисунок, поделка, стихотворение – всё сопровождается неизменным "Какой ты умный!".

Психологи бьют тревогу: похвала должна быть направлена на процесс, а не на врождённые способности. Вместо "Какой ты умный!" лучше сказать "Ты так старался, когда рисовал!", "Ты так аккуратно выводишь буквы!".

Чрезмерная фокусировка на "умности" создает опасную иллюзию, что успех приходит легко, сам собой. Когда Ваня сталкивается с задачей, требующей усилий и упорства, он может почувствовать себя некомпетентным и засомневаться в своей "умности". Страх показаться глупым парализует его, мешая учиться и развиваться.

Похвала, ориентированная на способности, формирует зависимость от внешней оценки. Ване становится важно не то, насколько ему нравится заниматься чем-то, а то, как его оценивают другие. Он начинает избегать сложных задач, чтобы не рисковать своей репутацией "умного мальчика".

Правильная похвала, наоборот, подчеркивает усилия и прогресс. "Ты так усердно тренировался, и у тебя получилось!" – такая фраза мотивирует Ваню не бояться трудностей, а воспринимать их как вызов. Он понимает, что успех – это результат труда и настойчивости, а не данность.

Решение простое, но требует осознанности. Родителям и учителям нужно изменить подход к похвале, научиться видеть и отмечать усилия, старания, прогресс и настойчивость ребенка.

Ваня имеет право на здоровую самооценку и мотивацию к учебе. Похвала за процесс – это не лесть, а необходимый инструмент для его гармоничного развития. Легкое "Ты так старался!" ценнее громогласного "Какой ты умный!".

_________________

Клятва Лже-Кумира

Над детской головой нимб зыбкий виден,
"Какой ты умный!" шепчет миру мать.
И кажется, успех уж предопределен,
Легко всё будет, незачем страдать.

Но в мир выходит мальчик, полон страха,
"А вдруг не гений? Вдруг я не таков?"
Любая трудность - словно злая плаха,
Терзает душу лезвие оков.

Ведь гений - он же не трудится вроде,
Ему всё свыше, словно благодать.
А пот, усердие - всё это лишь уроды,
Им с гением великим не играть.

Так прячет мальчик силу, рвенье, волю,
Боясь рассыпать хрупкий свой кумир.
Он лжет себе, играя глупую роль,
И тонет в океане фальши, лжи и дыр.

И лишь тогда, когда поймет он цену
Не слову лжи, а делу, что творит,
С себя он скинет тягостную стену,
И гения внутри себя освободит.

Услышит он не "умный", а "старался",
Увидит труд свой, пот, не знающий преград,
И гордо, наконец, он улыбнется миру,
И скажет: "Я могу, я сделал, я не слаб!"

И помните, слова - то хрупкий камень,
Не стоит ими сразу бить дитя,
Хвалите труд его, а не его как знамя,
Тогда он сможет сам себя найти в бытя.

_______

С уважением, ваш семейный психолог СергейБессонов.рф

Записаться на консультацию @Psycholog_Bessonov

#ПсихологБессонов #СемейныйПсихолог #БезПаники #СчастьеВместе #ГармонияВСемье