Когда мы сталкиваемся с нежелательным поведением — будь то у детей, близких или в обществе — первый инстинкт часто подсказывает: "Нужно это запретить". Однако запреты редко устраняют корень проблемы.
Запрет подобен обезболивающему — снимает симптом, но не лечит причину. Мы запрещаем ребенку играть в телефон, но не задумываемся, почему виртуальный мир привлекательнее реального. Мы запрещаем подростку общаться с определенными друзьями, не разбираясь, какие потребности удовлетворяет это общение.
Психологический механизм прост: запрет создает иллюзию контроля и временно успокаивает тревогу. Но под поверхностью проблема продолжает развиваться, часто принимая более скрытые формы.
Что происходит на самом деле: 1. Запрет усиливает сопротивление и желание нарушить границы 2. Проблемное поведение уходит в тень, становится скрытым 3. Теряется возможность диалога и понимания истинных мотивов
Альтернатива запретам — это понимание, диалог и совместный поиск решений. Вместо "нельзя" стоит задать вопрос "почему?". Вместо жестких ограничений — создавать безопасное пространство для выражения потребностей.
Запреты — это быстрое решение, но долгосрочные изменения требуют времени, терпения и глубинной работы с причинами, а не симптомами.
__________
Маски запретов
Мы строим стены из запретов, Как будто в них спасенье есть. Но правда прячется при этом, И корень проблем не счесть.
Запрет — лишь маска для тревоги, Он не решает, а таит. Под ним проблема ищет новый Путь, чтобы силу обрести.
Когда мы запрещаем что-то, Мы лишь скрываем то, что есть. И вместо диалога — ноты Непонимания и лесть.
Лишь в понимании — свобода, В вопросах "как?" и "почему?". Не в запретах суть подхода, А в том, что сердцем я пойму.
_______
С уважением, ваш семейный психолог СергейБессонов.рф